?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Картина "Письмо с фронта" (1947), по лучившая Сталинскую премию, сделала его имя широко известным. В пей определились характерные черты его творчества: традиционность, приверженность к повествовательным мизансценам, бытовая конкретность и тщательная детализация. В газетах печатались многочисленные отзывы о выставке, рецензии и репродукции. Нигде ни единого слова не было о его картине. Всё произошло неожиданно. 21 апреля 1949 года в 6 утра по радио сообщили, что А.И. Лактионов удостоен Государственной премии СССР за картину "Письмо с фронта". Не веря себе, достал свежие газеты - ошибки не было.

Что же случилось на самом деле? Уже в день открытия у картины толпились зрители. Народу было так много, что экскурсоводы жаловались: невозможно по лестнице проводить группы. Зрители как бы стояли вместе с героями картины в дверном проёме. Солнечный свет на лицах, на одежде, на полу. И можно увидеть не только сцену чтения письма, но и понять, что было до этого момента и что будет после. Подробности: покосившийся порог, прогнившие доски, старые, стоптанные туфли женщины - всё было как в жизни. И хотя критики молчали, народ высказался вполне определённо, оставив многочисленные отзывы: "Самая правдивая картина на выставке".

Его живопись постоянно вызывала споры. Упреки, брошенные художнику С. В. Герасимовым еще по поводу его дипломной работы, где "все вещи живут обособленно" и "тщательно раскрашены все предметы, дана иллюзия яркого света", не раз и не без оснований повторялись по адресу его зрелых произведений, в которых столь же резко выступало упрямое нежелание автора как-либо подчинять многочисленные подробности цельности общего впечатления и колористически объединять пестрящую окраску предметов.



Переезд на новую квартиру (1952)



Обеспеченная старость (1958-1960)

Он сам был убежденным сторонником социалистического реализма: "Я считаю, нашему искусству большую долю вреда нанес период формалистических извращений в то время, когда, захватив в первые годы революции художественную школу, формалисты сумели долго продержать ее в руках, не давая нам, молодежи, как следует разобраться в искусстве…"